Образовательные стандарты

Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Главная цель введения ФГОС НОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

  • Меняется метод обучения (с объяснительного на деятельностный);
  • Меняется подход к оценке результатов обучения (оцениваются не только знания, умения и навыки, но и, прежде всего, метапредметные и личностные результаты)
  • Меняется система аттестации учителей (оценивается качество управления учебной деятельностью учащихся);
  • Меняется система аттестации школ (оценивается качество организации перехода школы к реализации ФГОС НОО).
  • Целью школы становятся не только знания, но и умение их добывать и ими пользоваться.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

ЛИЧНОСТНЫМ:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
  • сформированность мотивации к обучению и познанию,
  • ценностно-смысловые установки обучающихся.
  • отражающие их индивидуально-личностные позиции;
  • сформированность основ гражданской идентичности;

МЕТАПРЕДМЕТНЫМ:

  • освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
  • межпредметными понятиями.

ПРЕДМЕТНЫМ:

  • освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
  • предметные результаты сгруппированы по учебным предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…» (группа обязательных требований) и «выпускник получит возможность научиться …» ( не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования).

Согласно концепции ФГОС, будут оцениваться следующие результаты:

  • Научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
  • Умения, реализуемые в учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности;
  • Коммуникативные и информационные умения;
  • Умения оценивать объекты окружающей действительности с определённых позиций;
  • Способность к контролю и самоконтролю;
  • Способность к творческому решению учебных и практических задач.

Текст Федерального государственного образовательного стандарта общего образования:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (1-4 кл.)
3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (5-9 кл.)
4. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.)

Источник информации: © сайт Министерства просвещения Российской Федерации